Давайте не будем искать относительные достоинства в безусловно неудачных текстах ради «абстрактного гуманизма».
Одна из проблем современного молодого автора – нежелание написать просто рассказ, повесть или роман. Как те самые вялые, хотя и формально профессиональные креативщики, писатели-миллениалы пытаются заранее просчитать текст и его потенциальную «аудиторию». Социологическое ядро подобных выкладок – друзья молодого автора в социальных сетях, включая некоторое количество ботов. От этого «творения» приобретают отталкивающую химерическую наружность. Потому мы и сталкиваемся с сочинениями постдеревенщиков, постреалистов и даже постпостомодернистов. Выбор зависит от того, что автор прочитал и «освоил» в годы несуетной студенческой жизни. Из той же кассы и пресловутый всплеск автофикшена. Он объясняется просто и грустно: непонимание и незнание мира вокруг тебя приводит к тому, что сознание «молодого писателя» открывает для себя заново Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Факты обучения в школе и получения диплома по смутной «гуманитарной» дисциплине не подлежат сомнению. Но нужна «драматургия», без которой мимесис и катарсис не работают. Начинаются мучительные поиски «травмы». Перечисляются все моральные ссадины и ушибы, включая садистку-математичку, подтолкнувшую будущего автора к получению загадочной специальности «социальный антрополог», обрекающей травмированное дарование на «полуголодное существование» с жалким ноунеймовым телефоном-«андроидом» даже в благополучных городах-миллионниках. Отмечу парадокс, связанный с тем, о чём я сказал выше. Поверхностно травмированный автор должен быть заинтересованным в разгромной рецензии. Благодаря «несправедливой критике» он может получить настоящую травму – источник для написания следующей книги, результатом чего станет преодоление законов социальной физики. Так в перспективе может возникнуть вариант писательского perpertuum mobile. Почему-то современные критики и рецензенты уклоняются от подобной почётной миссии, прибегая к знакомой нам форме уклончивой похвалы.Но теперь о самом главном, что рождает лично мой нездоровый оптимизм. Многие критики составляют списки авторов, которые относятся, по их мнению, к этому самому загадочному поколению миллениалов. Списки где-то пересекаются, фамилии повторяются. Стягиваются озвученные имена годами рождения. Но я бы хотел напомнить, что литература – одинокое занятие. Поколение не вырабатывается на наших глазах. Его формирует большое время, сближая фигуры, которые сегодня зачастую трудно представить рядом. Рядом, параллельно с условным мейнстримом, работают незаметно для окружающих другие молодые авторы, пишущие, потому что не могут не писать. Пишут не по методичкам, не оглядываясь на тренды, запросы эпохи, совершая свои личные, пока никому не видимые открытия. Не все они выйдут в классики, но опыт нашей истории подсказывает, что путь в настоящую литературу бывает только таким. Через годы им придумают общую судьбу, найдут какой-нибудь объединяющий «-изм», они станут «-истами». И это всё войдёт в учебники. Может быть, в примечаниях мелькнут и наши имена. Не скажу, что это плохо.
Добавить комментарий