Манифест «Большой стиль»

23 ноября 2024 21:35

В Москве 5 – 8 сентября 2024 года прошла Всероссийская научно- практическая конференция литературных критиков и литературоведов «Большой стиль».

Умонастроения ее активных участников выражаются следующим Манифестом, отражающим культурно-идеологическую позицию писателей, критиков, литературоведов России – мощной суверенной культурной державы, внесшей колоссальный вклад в развитие мировой литературы.

Главным вызовом нашего времени является глобальное идеологическое противостояние двух цивилизаций: эгоцентрической сатанистской идеологии Западной цивилизации – и гуманистической христианской идеологии Русской цивилизации, выражающей интересы всего человечества.

Именно так: на кону само существование не только нашей цивилизации, но и всего человечества. Великой русской литературе, чьими усилиями во многом была создана наша, европейская по духу цивилизация, своими культурными корнями – через Византию – уходящую в Древнюю Грецию, уклониться от этого противостояния невозможно. Это равно культурному предательству, отречению от своих корней, от идеалов христианства и других традиционных мировых религий (ислама, иудаизма, буддизма); в конце концов – исчезновению с культурной карты мира.

Настало время больших изменений в литературе – время Большого стиля, стиля переломной эпохи.

Что мы имеем

В нашем литературном процессе мы имеем, увы, ситуацию «Большого штиля», которая маскируется под невиданное разнообразие стилей и «трендов». На первый взгляд, «цветут сто цветов». Однако по странному умолчанию, по непонятному «соглашению сторон» в литературе доминирует либо «искусство играть словами», способ эстетического самовыражения, что превращает литературу в оторванный от жизни «проект»,– либо «искусство массового развлечения», что превращает литературу, уникальный инструмент культуры, в сегмент рынка развлечений для зомбированных потребителей, «желудков в панаме».

Мы имеем идеологическое доминирование Матрицы потребителя- индивида. Нас не спросили, нас поставили перед фактом.

Литература как способ управления смыслами, как способ духовного производства, способ превращения индивида в личность, способ оздоровления и мобилизации общества оказалась не у дел; прямо говоря, оказалась на задворках литературного процесса в качестве изгоя и жалкого неудачника. В конечном счете – оказалась не нужна культуре, обществу и государству.Так, якобы, распорядилась история, а не воля стоящих за рыночными ценностями и отношениями людей. Исчезли писатели, поэты, читатели, критики и литературоведы, ориентированные на Большой стиль как выражение высших культурных ценностей, таких, как Истина, Добро, Красота, Свобода, Справедливость, Счастье, Семья, Патриотизм. Исчезли Герои Нашего времени. Исчезли высокие идеалы. Исчезли сам воздух человека культурного и среда его обитания. Исчезли нравственные коллизии. Исчезли божественные законы мироздания. Исчезла потребность создавать образ будущего.Будто и не было никогда Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Л. Толстого, Достоевского, Чехова, Шолохова, Шукшина, Вампилова.

Однако свято место пусто не бывает. Место Большого стиля нагло узурпировал самозванный, чуждый нашей цивилизации «Мелкий стиль», легионами «мелких бесов» в панамах обслуживающий интересы врагов личности и культуры.

Чего мы хотим

Мы, наследники величайшей в мире литературы, давшей мировой культуре плеяду непревзойденных классиков, заявляем о своих правах и обязанностях продолжать наши славные традиции. Мы, наследники величайшей в мире литературы, давшей мировой культуре плеяду непревзойденных классиков, заявляем о своих правах и обязанностях продолжать наши славные традиции. Мы хотим изменить, переломить ситуацию. Мы хотим, чтобы навязанный нам «Большой штиль», породивший «Мелкий стиль», сменился Большим стилем. Мы хотим идеологического доминирования Матрицы личности. Мы не боимся здорового пафоса и открыто заявляем: мы хотим возглавить идеологическую борьбу за победу высших культурных ценностей. Кто, если не мы? Да, мы хотим участвовать в битве цивилизаций словом и стилем, которые и есть наше правое культурное дело. Спрятаться за «мелкий стиль», из-за которого торчат уши больших воротил, уже не получается. Тайное становится – уже стало! – явным. Кроме того, культивировать «мелкое» – просто унизительно, недостойно статуса русского писателя, литератора, ученого. Да, мы хотим, чтобы диктатура натуры (культа лжи, культа силы, культа манипуляций) сменилась диктатурой культуры, основанной на здравом смысле и здоровом нравственном чувстве. И да, мы хотим победить. Мы хотим, чтобы наша воля к Победе, которую мы осознаем как волю народа, управляла нашим литературным процессом, – именно наша воля, а не воля безликих, но при этом очевидно сатанистских сил.

Мы хотим изменить, переломить ситуацию. Мы хотим, чтобы навязанный нам «Большой штиль», породивший «Мелкий стиль», сменился Большим стилем.

Мы хотим идеологического доминирования Матрицы личности. Мы не боимся здорового пафоса и открыто заявляем: мы хотим возглавить идеологическую борьбу за победу высших культурных ценностей.

Кто, если не мы?

Да, мы хотим участвовать в битве цивилизаций словом и стилем, которые и есть наше правое культурное дело. Спрятаться за «мелкий стиль», из-за которого торчат уши больших воротил, уже не получается. Тайное становится – уже стало! – явным. Кроме того, культивировать «мелкое» – просто унизительно, недостойно статуса русского писателя, литератора, ученого.

Да, мы хотим, чтобы диктатура натуры (культа лжи, культа силы, культа манипуляций) сменилась диктатурой культуры, основанной на здравом смысле и здоровом нравственном чувстве.

И да, мы хотим победить. Мы хотим, чтобы наша воля к Победе, которую мы осознаем как волю народа, управляла нашим литературным процессом, – именно наша воля, а не воля безликих, но при этом очевидно сатанистских сил.

Что надо сделать

Сложное и глубокое идеологическое противостояние цивилизаций имеет внятное оформление на уровне знаков, символов и лозунгов.

Credo наших врагов известно: не в Правде Бог, а в Силе. До потребителя этот культурный код доходит в агрессивной сатанистской триаде: «Свобода. Сила (Деньги). Удовольствие (Кайф)». Под брендом «Свобода» продается то, что уничтожает дух и суть Свободы.

Они лгут, словоблудят и манипулируют, ибо строят свою цивилизацию на страхе, поэтому они проиграют.

Наш культурный код диаметрально противоположен: не в Силе Бог, а в Правде. Мы, вслед за нашей верой и нашими классиками, исповедуем иную триаду: «Родина. Правда. Победа». Благодаря этому мы всегда побеждали. И будем побеждать. Но чтобы удержать победу и быть готовыми к следующим победам, чтобы противостоять «свободной» идеологии потребления (за которой цинично сквозит диктатура «желудка в панаме»), надо придать большей идеологической устойчивостинашей триаде. «Родина. Правда. Победа. Личность. Счастье»: таким видится содержание Большого стиля.Сам Большой стиль – это инструмент, который необходим для воплощения наших идеалов, необходимых для построения справедливого общества, где каждый имеет возможность обрести счастье.

Наш образ будущего связан с Личностью и Счастьем, а не с кайфом и деградацией.

Мы честны перед собой и перед Богом, поэтому Победа будет за нами.

Большой стиль – это большой культурный проект, куда либералам, неолибералам, либертарианцам и прочим затаившимся колоннам «любителейабсолютной свободы», сиречь врагам нашей цивилизации, вход воспрещен.

Большой стиль – это инструмент для большого духовного очищения от гнили либерализма, мифов «инклюзивного капитализма», «очарования» эгоцентризма.

Большой стиль показывает и объясняет, что означает «правильная сторона истории». Большой стиль – это большой шанс для патриотически настроенных писателей России, для нашей страны, для нашей цивилизации.

Существует простой критерий (маркер) нашей культурной и цивилизационной Победы. Когда «из каждого утюга» будет транслироваться идеологема«Родина. Правда. Победа. Личность. Счастье», тогда можно считать, что мы победили.«Из каждого утюга» означает: в сферах образования (в школе, университете),искусства (литература, театр, кино, живопись, музыка), в средствах массовой коммуникации, на уровне государственного управления, на уровне бытовом. Словом, всюду и везде.

Большой стиль – это только начало (вместе с тем – продолжение, принятие эстафеты) большого пути, по которому всегда шла и продолжает идти Россия как цивилизация.

С чего начать

Начать следует с начала, с головы – с государственной поддержки.

Конкретно – с создания института литературной критики (оперативного литературоведения). А научная и культурная база критики – это качественное литературоведение, которое традиционно развивается в рамках университетов и специализированных центров (институтов).

Это означает: сегодня как воздух необходима адекватная Большой эпохе Большая методология, обосновывающая неизбежное появление Большого стиля. Методология Целостная. Персоноцентрическая. Вне всякого сомнения – Идеологическая. Вобравшая в себя достижения всех предшествующих методологий. Безо всякого культурно-идеологического снобизма.

Для чего нужны критика и литературоведение?

Для того чтобы исследовать и описать поэтику Большого стиля. Утвердить его в качестве мирового культурно-художественного явления. Проложить ему дорогу. Указать Путь, если угодно. Соотнести с культурным кодом нашей цивилизации.

Критике следует начать с явной и недвусмысленной поддержки писателей и поэтов, принявших императивы Большого стиля как дело своей жизни.

Критике, в свою очередь, необходим медийный («журнальный», условно) ресурс: трибуна, площадка или иная точка приложения сил.

Инструменты критики известны: кнут и пряник. «Пряник» критики – выдвижение на Премию. На Премию «Слово», например. «Кнут» критики –уважительная аналитика.

Большой стиль должен изменить функционирование литературного процесса.Если мы будем последовательно и энергично продвигать свою повестку, неизбежно появятся новые имена в литературе, Герои Нашего времени, читатели.

Большому стилю – большое плаванье.

Так победим!

Добавить комментарий

Ваш комментарий не будет опубликован, но будет учтён администрацией. Возможно, мы ответим Вам на email.